ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ)

 

Зачем нужна медиация школе?

Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. 

Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. 

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное  пространство для всех участников образовательного процесса (учеников,  учителей, родителей и т.д.).

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Памятка о работе школьной службы медиации для учителей

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

   В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

   В общем, можно сказать следующее:  чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

​Школьная служба примирения это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Миссия школьной службы примирения:

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов

2. Конфликт превращается в конструктивный процесс

3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения

4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых

5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

ЦЕЛЬ: 

обеспечение психолого–педагогической, медико–социальной помощью, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

ЗАДАЧИ:

1. Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе.

2. Реализация восстановительных программ в работе с участниками школьных конфликтов.

3. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

Образовательная программа « Медиация» 2018 - 2019 учебный год

ПОЛОЖЕНИЕ о Школьной Службе Медиации 

 ОБРАЗЕЦ СОГЛАШЕНИЯ о проведении примирительной процедуры

Образец примирительного договора 

План информационно-просветительских мероприятий  службы медиации в школе

План работы службы школьной медиации 

Цели:

- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и

конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

- помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе

принципов и технологии восстановительной медиации;

- организация в образовательном учреждении не карательного реагирования на конфликты, проступки,

противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии

восстановительной медиации.

Задачи:

- проведение программ восстановительного разрешения конфликтов (восстановительных медиаций, «кругов

сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров,

конфликтов и противоправных ситуаций;

- обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования

конфликтов и осознания ответственности;

- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии,

принципах и технологии восстановительной медиации

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Ответственный

1

Создание Школьной службы медиации:

- изучение нормативно-правового

обеспечения деятельности

- определение состава (педагоги и учащиеся)

- разработка Положения - планирование работы на учебный год

Сентябрь-

октябрь

  • Приказ о создании школьной службы примирения
  • Утверждение Положения

Утверждения Плана работы

Куратор СШП

Администрация школы

2

Информирование участников образовательного процесса

(учителей, родителей, учащихся) о

задачах и работе Школьной службы медиации

Октябрь-

ноябрь

Информированность педагогов, учащихся и родителей о службе медиации

Куратор

Медиаторы

3

Создание презентации о деятельности

Школьной службы медиации

Октябрь-ноябрь

 

 Презентация

Куратор

Медиаторы

4

Размещение информации о деятельности Школьной службы медиации на сайте школы

В течение

учебного года

Страница на сайте

Администратор сайта

5

Сбор заявок, случаев для рассмотрения Школьной службы медиации

     В течение

учебного года

Полная информация о ситуации

Социальный педагог

6

Проведение программ  примирения с предоставлением последних отчетов о проведенной восстановительной работе

В течение учебного года по запросам

Защита Законных интересов несовершеннолетних

Куратор

Медиаторы 

7

Обсуждение проведенных программ примирения

 Май

Проведение мониторинга

Социальный педагог

8

Формирование электронной библиотеки «Восстановительные технологии и работа Школьной службы медиации»

В течение

учебного года

Создание электронной

библиотеки

Куратор

Медиаторы

 

Нормативные документы по медиации

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.

ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»

Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1916-р, п.62, п.64

 ФЗ РФ от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г.

ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях»

Программа подготовки медиаторов (Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 969 «О программе подготовки медиаторов», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 187).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)" (Проект). Проект федерального закона № 126244-5 был перевнесен в Государственную Думу 14 ноября 2008 г. (впервые внесен 12 декабря 2006 г.) На данный момент находится на рассмотрении.

Положения законопроекта в части правил конфиденциальности, преюдициальности, возбуждения и прекращения примирительной процедуры, ее осуществления разработаны с учетом типового закона UNCITRAL "ON INTERNATIONAL COMMERCIAL CONCILIATION". Отличие заключается в изначально более широкой сфере применения медиации по российскому законопроекту.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ из Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ