Функциональная грамотность
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
- направленность на решение бытовых проблем;
- является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
- связь с решением стандартных, стереотипных задач;
- это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Методические материалы
- Открытые банки заданий PISA
- ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 1034/1 от 20.09.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся, осваивающих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях Калининградской области»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Методология и критерии оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (Утв. приказом Министерства просвещения РФ и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219 (с изменениями от 24.12.2019 № 1718/716)))
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Приказ № 253 от 30.12.2021г. "Внесение изменений в приказ № 134 от 22.09.2021 г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся, осваивающих программы начально общего, основного общего и среднего общего образования в МАОУ СОШ п. Переславское"
-
ПЛАН мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ СОШ п. Переславское в 2021-2022 учебном году ( приложение к приказу №253 от 30.12.2021)
- Приказ №321 от30.12.2021г " О внесении изменений в приказ управления образованием администрации МО "Зеленоградский городской округ" № 221 от 20.09.2021
Интернет-ресурсы:
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
Банк заданий по функциональной грамотности
Институт стратегии развития образования
Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"
Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Банк заданий для начальной школы
Функциональная грамотность на уроках математики
Функциональная грамотность на уроках окружающего мира и математики
Функциональная грамотность на уроках чтения и окружающего мира
Функциональная грамотность на уроках литературного чтения
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
Методические рекомендации СИПКРО для педагогов по формированию функциональной грамотности.
Методические рекомендации для учителей и родителей
Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
Рекомендации по формированию читательской грамотности
Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя. Функциональная грамотность для педагога
Формирование читательской грамотности (вебинары)
Формирование математической грамотности
Формирование естественно-научной грамотности
Формирование финансовой грамотности